Голубая Соннеточка... Кровавые сцены, смерти эпизодических мирных жителей, доведённая девушка со скрытой силой – просто "Elfen Lied" по-восьмидесятному!
В конце прошлого года я сильно заинтересовалась этим аниме, прельстившись лестными отзывами и роскошным сильным опенингом. Шикарная песня с ударниками, голубые тона, атмосфера задворков, красивая и несчастная Соннет - опенинг предвещал нечто столь же красивое, тёмное, мрачное, и, вероятно, вдумчивое, если не психологическое. Кровь меня слегка смутила, но после достославной «Эльфийской песни» я готова была - в прямом смысле - взглянуть на подобные сцены сквозь пальцы.
Однако после просмотра - в начале этого года - данная OVA меня несколько разочаровала. В одном из отзывов я читала, что сцен, подобных опенинговым, в самом аниме нет, но не думала, что атмосфера и содержание опенинга так далеки от сюжета.
Во-первых, OVA повествовала по большей части вовсе не об эффектной Соннет с роскошными волосами и светящимися глазами, а об относительно мирной девице Лан (не зря же в оригинале аниме называется «Красный Клык. Голубая Соннет». «Соннет» здесь - вроде подзаголовка). Я не могу сказать о Лан ничего плохого – героиня оказалась простой и женственной, но не безответной (не только благодаря своей силе, но и по характеру). К тому же Лан была весьма привязана к дяденьке, который о ней заботился, и некоему хлопчику, который всё называл её сестрой (хотя они вроде как не состояли в родстве). Ну и любовная линия – ненавязчивая и благородная... Придраться здесь не к чему, но великолепный опенинг располагал к истории именно Соннет, которая «никогда не видела ничего, кроме безнадёжности и отчаяния», а на деле сюжет вращался вокруг вполне благополучной девы, что внесло в аниме некоторую долю будничности и приземлённости.
Во-вторых, я не обнаружила в OVA и атмосферы ночных задворков, которая пронизывала опенинг. На поверку аниме оказалось вполне себе дневным и опять-таки будничным – никаких таинственных сценок с голубым освещением, никаких огней большого города, показанных в опенинге. Последние две серии, впрочем, действительно были очень ночными - но помилуйте, как могла я этим восхититься, если действо состояло из непрестанного экшена, сражений и, простите меня, расчленёнки! Вторая серия тоже началась вполне по-ночному, но и здесь всё очарование было уничтожено трупами. Конечно, я придираюсь, но… Такое красивое название («Голубая Соннет», «Голубоглазая Соннет»…), такой упор на ночь и голубизну в опенинге… Ладно, оставим это – во мне говорит моя любовь к атмосфере ночи, я не должна была в детстве смотреть клип «A Train to Nowhere»…
Если забыть о несбывшихся ожиданиях – OVA показалась мне не шедевральной (я поставила ей 8 в списке на MyAnimeList), но вполне достойной. Однако же неприятной. Здесь дело даже не только в кровавых сценах – довольно умеренных по сравнению с «Elfen Lied», но достаточно подробных, чтобы быть гадкими. Куда более гнетущее впечатление на меня произвели жертвы среди мирного населения. Массовые взрывы машин на автогонках (а там внутри вообще-то были люди); ни в чём не повинная школьная медсестра, сброшенная с крыши; расстрелянный дедушка-профессор… Да и прочих гадких деталей в OVA хватало – девица, кинувшаяся в огонь после ухода возлюбленного (нетрудно представить, как она выглядела после такого инцидента); сценки в канализации (с участием дамы, у которой от такой обстановки зашёл ум за разум); сценки с огромными пауками, внёсшими в сюжет дополнительную расчленёнку… Всё это выглядело мерзковато, а так как в аниме было много действия и очень мало мирных моментов, неприятное впечатление почти ничем не сглаживалось.
Обстановку слегка разряжал некий товарищ Торигай Сюити по прозвищу Бард – ну очень приятный персонаж, все пять серий занимавшийся помощью людям. Ему ничего не стоило кинуться в пропасть следом за Соннет, бывшей по сюжету как бы с вражеской стороны, или вытащить совершенно незнакомых людей из горящего дома. Рыцарь без страха и упрёка, влюблённый в Лан и произведший впечатление на Соннет. Такому неприятному аниме с таким количеством смертей просто необходим был герой, олицетворяющий силу и надёжность.
Обойдённая авторским вниманием Соннет, о трагедиях которой можно только догадываться по опенингу и читать в Википедии, в какой-то степени приятно меня удивила. Я ожидала увидеть деву с пошатнувшейся психикой и шлейфом крови за спиной. На деле же Соннет оказалась вполне здравомыслящим персонажем, честно старающимся щадить женщин и детей (что получалось не всегда). Если бы ей удалось отвязаться от своего начальства в лице деда-карлика и зажить мирной школьной жизнью – она совершенно встала бы на праведный путь. Право, когда во второй серии весь класс Соннет проявил к ней самое лучшее отношение, а она от переизбытка чувств упала в обморок – это было трогательно. Какую же жизнь надо было вести в прошлом, чтобы так отреагировать на простую заботу и доброе отношение одноклассников!.. Но увы – как Люсеньке в «Elfen Lied» не было позволено навеки стать мирной Нюшей, так и Соннет не удалось стать простой школьницей и навсегда покинуть деда-карлика и его организацию. Ввиду ряда убийств я никоим образом не могу отнестись к Соннет с симпатией, но признаю, что её образ красив (эффектная внешность, тайная сила, ум, взрослость, масса умений, проявленных в школе) и в какой-то мере трагичен. Героиня стала жертвой обстоятельств – не прицепись к ней этот дед, со своей адекватностью она могла бы быть такой же мирной девицей, как и Лан.
Два слова о технической стороне. Рисовка выглядит достойно, но исключительности я в ней не нашла – вполне себе восьмидесятническая рисовка с глазами-рыбками и иногда носами-кнопочками. Из музыкального сопровождения в памяти осталась лишь опенинговая песня – вещь действительно стоящая. В озвучке можно выделить милый высокий голосок Лан, более низкий и взрослый голос Соннет, родной голос Кино Макото у той самой девицы, а впоследствии дамы, бросившейся в огонь, и не менее родной голос Томоэ Хотару у маленькой дочки этой дамы.
В завершение - кадры из достославного опенинга для большей наглядности.