Японские шахматы сёги

Разговоры об этой замечательной стране.

Moderators: Beebs, StarSirius, Knyaga

Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Sat Jan 01, 2011 6:12 pm

Предлагал - поддержали, обещал - исполняю.

Kentaro wrote:Нужны ли сведения о японских шахматах сёги? Дело в том, что эта игра являет собой своеобразный срез средневековой японской истории (периода "воюющих провинций" и разделения на северную и южную династии) и может служить ключом к пониманию некоторых особенностей японского менталитета, сформировавшихся в то время.


Al-Arisha wrote:Еще как нужна! Выкладывай все, что можешь!


Итак, к делу. В этой теме я собираюсь говорить об игре не менее удивительной, чем таинственная (дословно "немыслимая") игра "Фусиги Юги". Правда, этот тезис ещё придётся долго доказывать, поскольку для большинства иностранцев, имеющих о японских шахматах лишь самое поверхностное представление, сёги - одна из трёх изощрённейших японских пыток, наряду с театром Но и фильмами Ясудзиро Одзу ))) Причины, по которым одна из интереснейших игр, созданных человечеством, пользуется столь сомнительной репутацией, многоразличны, но в основном сводятся к трём основным (и совершенно ложным) убеждениям:

1. Фигуры невозможно отличить друг от друга (подписаны иероглифами и не различаются цветом).

2. Игра - бесконечна (съеденные фигуры возвращаются на доску).

3. Правила до того трудны, что европейский ум не в состоянии их усвоить.


Так вот, для начала поговорим об этих трёх распространённых заблуждениях и, по возможности, развеем их. Тем самым будет создан фундамент для беседы о действительно далеко не простой, но вполне доступной пониманию игре, которая в настоящее время существует в нескольких вариантах, хотя японским национальным видом спорта, по моим сведениям, признаётся лишь один из них.

Однако прежде всего считаю нужным уточнить одну штуку страноведческо-лингвистического характера.


О названии

Так уж сложилось, что японские имена и названия нередко запоминаются иностранцами в причудливо искажённом виде. Виновник этого безобразия - Джеймс Кёртис Хэпбёрн, возможно, и сам не предполагал, что с его лёгкой руки две трети населения мира будут коверкать японские слова, произнося их в соответствии с правилами английской (интересно, почему не немецкой, французской, испанской?) орфографии. Мало кто знает, что пресловутая "хэпбёрновская латиница" есть результат единственной причины: в латинском алфавите мало букв. Большинство почему-то убеждено, что произносить японские слова "как написано" - правильнее, чем так, как они в действительности звучат. При этом, как это ни странно, все ориентируются на английскую орфографию, словно никаких других не существует. Одним словом, название японских шахмат англоязычный (и "примкнувший к нему") мир произносит как шоги и не желает от этой привычки отказываться.

В общем-то, если уж человек взялся играть в японские шахматы, то как он произносит название самой игры и игровых терминов (которых уйма) - вопрос второстепенный, но беда в том, что периодически на почве расхождений в произношении возникают споры вроде тех, что велись в Лилипутии между "остроконечниками" и "тупоконечниками", иными словами, споры на пустом месте. Чтобы сразу внести ясность и больше не возвращаться к этому моменту, приведу написание названия игры в различных системах орфографии:

1. 将棋 (иероглифика)

2. しょうぎ (слоговая азбука хирагана)

3. Syogi, либо Syoogi (государственная латиница /написание "oo" передаёт долготу "o"/)

4. Shogi, а также Shōgi или Shougi (хэпбёрновская латиница /палочка над "о" - знак долготы гласного; "u" после "о" не читается/)

5. Сёги, либо Сё:ги (практическая русская транскрипция (поливановская) /двоеточие после "ё" - знак долготы гласного/


Как легко убедиться, ни звука, ни тем более буквы "ш" в японском нет, зато имеются многочисленные йотированные слоги, в основном совпадающие по произношению с соответствующими русскими (кя, кю, кё; ся, сю, сё; тя, тю, тё и т. д.) Вот потому-то, если следовать традициям отечественной японистики, японские шахматы всё же предпочтительнее называть сёги, а не "шоги", что же касается долготы "ё", то с ней каждый волен поступать по собственному усмотрению. На письме (речь о русском письме) она обычно не обозначается, так как в русском языке долгота гласных в заимствованных словах в основном игнорируется.


В связи с обычаем произносить слово сёги как "шоги" приведу один забавный случай. Однажды, по телевидению показывали американский документальный фильм об адмирале Ямамото. Вероятно, фильм был снабжён письменным английским текстом и переводчик прочёл все содержащиеся там слова как умел, то есть по-английски. В результате с экрана прозвучала следующая фраза /цитирую приблизительно/:

В тот момент, когда поступило донесение об атаке на Пёрл-Харбор, адмирал, сидя в своей каюте, спокойно играл в шаги.


Да, именно так и услышали зрители. Что они при этом подумали - загадка. С чего переводчик вдруг решил произнести слово "шоги" с явным ударением на второй слог - неизвестно, но в результате "о" в первом слоге (по правилам теперь уже русского языка) у него редуцировалось и превратилось в "а". Вот и вышло, что японцы иногда развлекаются игрой в "шаги", а то и просто в "ходы"... :lol2:


Есть и ещё один щекотливый вопрос: можно ли слово сёги склонять на русский лад (как существительные "шахматы" и "шашки")? На практике, разумеется, склоняют за милую душу ("сёг", "сёгам", "сёгами", "о сёгах"), но, по крайней мере пока, это не стало общим правилом, т. е. слово ещё недостаточно обрусело. Между прочим, в прежние времена в русском языке не склонялось даже слово "футбол" /сам видел как в дореволюционной рекламе было написано: "Мячи для футбол"/, а теперь не только склоняется, но даже участвует в словообразовании ("футбольный", "отфутболить"). Так что поживём - увидим. Мнение, будто в японском слова не склоняются - неверно. Падежи есть, но они образуются иначе, чем в русском (без изменения основы).
Last edited by Kentaro on Mon May 23, 2011 9:38 pm, edited 3 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Sat Jan 01, 2011 10:19 pm

Первоначальные краткие сведения об игре

Сёги недаром называют японскими шахматами, поскольку они и есть шахматы, то есть настольная игра на клетчатой доске с неравноценными фигурами. Подобно тому как в шахматах ферзь, слон и пешка неравнозначны по своим возможностям (в отличие от шашек, где в начале партии /до превращения в дамку/ каждая шашка ходит и бьет в точности, как любая другая), фигуры сёги различаются по "силам" (либо "ценности") и перемещаются по доске, в отличие от го и рэндзю, где все фигуры ("камни") статичны.

Если сёги столь сходны с европейскими (по происхождению индийско-арабскими) шахматами, то что же их всё-таки отличает? В целом - немногое, но каждое различие принципиально. Вот перечень этих различий:

1. Фигуры - плоские (в сущности, как в играх семейства шашек) и отличаются друг от друга иероглифическими надписями (один, либо два иероглифа) и размером.

2. Фигуры противников не различаются цветом, но лишь направлением "острия" /что это такое - скажу позже/

3. Игра идёт на доске 9 на 9 клеток. Клетки имеют один цвет и прямоугольную форму (разница между шириной и высотой клеток незначительна и при беглом взгляде почти незаметна).

4. Шесть фигур из восьми (а не только пешки, как в шахматах) обладают правом "превращения", которое придаёт им дополнительные возможности.

5. Съеденные фигуры не выбывают из игры, но находятся "в резерве" у того, кто их выиграл, и могут быть в нужный момент выставлены на доску.


Три ложных мнения

Как я уже говорил, среди иностранцев бытуют своеобразные "мифы" о японских шахматах, которые главным образом и препятствуют распространению игры за рубежом. Сейчас мы последовательно рассмотрим и развенчаем их.

Миф 1-й: Фигуры невозможно отличить друг от друга.

Эта точка зрения опровергается самим опытом. Даже если не знать иероглифов, в том, что фигуры сёги неодинаковы по размеру, убедиться элементарно. В то же время разница в размере между некоторыми фигурами (например, между королём и ладьёй), прямо скажем, в глаза не бросается и её легко не заметить. Но уж надписи отличаются во всяком случае и нет ничего проще, чем научиться понимать их.

Для того, чтобы играть в сёги (именно играть, а не читать японскую литературу по теории игры и т. п.), достаточно знать /в первом приближении/ восемь иероглифов и одну (!) букву хираганы. Впрочем, для тех иностранцев, которые панически боятся любых иероглифов, а также для детей, не умеющих читать, существуют "упрощённые" и "детские" наборы. В первых фигуры подписываются латинскими буквами, а во вторых имеют вид плоских фигурок какой-либо живности (например, рыбок).

Таким образом, научиться распознавать "безликие" фигуры сёги в общем-то легче лёгкого, было бы желание. Если же желания нет, то никакие ухищрения не помогут.


Миф 2-й: Игра - бесконечна (съеденные фигуры возвращаются на доску).

Типичный ложный вывод из верной посылки. Дело в том, что хотя съеденные фигуры и возвращаются в игру, делают они это отнюдь не в равном количестве и качестве. Иными словами, игрок, выигравший три пешки, в то время как его противник получил ладью, слона и двух золотых генералов, этими пешками своих потерь никак не компенсирует и с большой степенью вероятности проиграет. Поскольку целью игры, так же как в шахматах, является мат королю, игра заканчивается сразу же как только король заматован, независимо от того сколько фигур осталось в резерве у каждого из соперников. Даже если, совершая размены, игроки каким-то чудом соблюдают бухгалтерскую точность и имеют в запасе одинаковое количество одинаковых фигур, позиция на доске меняется с калейдоскопической быстротой и у одного из соперников она неминуемо оказывается хуже, чем у другого. А в плохой позиции (слабо защищённый и "стиснутый" своими же фигурами король) сила резервных фигур противника возрастает неимоверно. При этом некоторые фигуры в своём первоначальном (непревращённом) виде предназначены в основном для атаки, а в защите малоэффективны.

Все признают, что "мгновенного" мата в сёги не бывает и партия длится в среднем дольше, чем шахматная. Пусть так, но любая, даже самая длинная партия имеет конец, а количество ничьих и самих возможностей их возникновения в сёги неизмеримо меньше, чем в шахматах, а пата не существует вовсе.


Миф 3-й: Правила до того трудны, что европейский ум не в состоянии их усвоить.

Небылица вроде той, что все японцы являются самураями и гейшами ))) Ничего феноменально трудного в правилах сёги нет, да и само их количество невелико. Все они в лаконичном изложении умещаются на половине книжной страницы, а изложенные подробно, занимают чуть больше страницы. К тому же правила эти не содержат в себе каких-то хитроумных и трудных для понимания "восточных приёмов", а всего лишь вытекают из самой логики игры, отступая от неё в угоду традиции лишь в одном месте (о чём будет сказано позже).

Как бы там ни было, а для того, чтобы играть, даже немногочисленные и несложные правила желательно усвоить (хотя существуют игровые программы, которые подсказывают забывчивым игрокам возможные ходы). Однако, прежде, чем перейти к правилам, считаю нужным хотя бы немного проиллюстрировать свой рассказ, чтобы он не казался излишне сухим и скучным.
Last edited by Kentaro on Mon May 23, 2011 9:54 pm, edited 3 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Sun Jan 02, 2011 12:59 am

Как выглядят сёги?

Между прочим, вопрос далеко не праздный. В один прекрасный день, когда я уже достаточно сильно увлекался Японией, чтобы подумывать: "А не заняться ли мне каким-либо видом традиционного японского искусства (ну там икэбаной, оригами или плетением ковриков сударэ)?", мне в руки попала небольшая но симпатичная книжечка "Японские логические игры", с автором которой - Александром Носовским - мне довелось потом познакомиться лично.

Начальные знания по сёги я почерпнул именно из этой книги (в последствии часть её, относящаяся к сёги была переработана и дополнена и издана в виде книги "Японские шахматы сёги" - большой по объёму, но далеко не безупречной с точки зрения содержания). История игры, правила, основные тактические приёмы были изложены вполне доступно, но автор упустил из виду одну существенную деталь: он забыл сказать (а точнее - показать) как вообще-то фигуры сёги выглядят, упомянув только, что они "многоугольны". Но "много" это сколько? Если четыре - это уже много, не означает ли это, что фигуры сёги квадратные?

Долго я терзался этим вопросом (ни интернета, ни самого компьютера у меня в ту пору не было), пока наконец не увидел (на фестивале "Японская весна") фотографий турнира по сёги для школьников, организованного (будто бы) фондом "Ямато". Вот тогда-то всё для меня наконец встало на свои места. Я твёрдо усвоил, что фигуры сёги похожи на мемориальные стелы (обелиски) советских времён и представляют собой комбинацию сильно вытянутой по вертикали трапеции и треугольника (что даёт своеобразный пятиугольник).

Итак, форма, общая для всех фигур сёги, такова:

Image

В своём классическом варианте фигуры делаются из дерева (по некоторым данным это японское коробковое дерево - цугэ), причём имеют разную толщину у острия и основания (верхняя грань имеет некоторый наклон в сторону острия). Иероглифы вырезаются резцом, после чего бороздки заполняются тёмным лаком. В результате получается примерно вот что:

Image

Как можно заметить, древесные волокна расположены параллельно большим граням, хотя в дешёвых наборах китайского производства это правило не соблюдается (радиальный срез вместо параллельного).

Поскольку настоящие деревянные сёги весьма дороги, в обиходе используются практичные пластмассовые фигуры, которыми играют на эластичной доске (из полимерного материала, похожего на линолеум). Выглядит такой комплект приблизительно так:

Image

Удобство эластичной доски в том, что её при необходимости можно свернуть в рулон, однако в ходу также и плоские деревянные доски:

Image

Что же до набора, изготовленного по всем правилам искусства, то он непременно включает доску-столик (сёгибан), вырезанный из массива дерева (используется дерево кая) и две подставки (комадай) для резервных фигур в виде маленьких столиков или "табуреток". Игроки сидят перед сёгибаном на полу (на плоских подушках дзабутонах). Вот как выглядит сам набор:

Image

А вот как над ним люди маются ))) ▼

Image Image
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Sun Jan 02, 2011 4:27 pm

Фигуры сёги: "внешность" и ходы. Часть 1

Коль скоро начат длинный и подробный рассказ о японских шахматах, небезынтересно было бы изложить не лишённую противоречий историю их возникновения, но прежде, чем сделать это, познакомимся поближе с фигурами, чтобы составить первоначальное представление о современных сёги, явившихся итогом многовекового развития. Нечего и говорить, что в сравнении со своими предками сёги игра более, чем самобытная, если не сказать шедевральная, но своим нынешним видом она обязана неисчислимому множеству увлечённых игроков (среди них были и правители Японии), которые на протяжении длительного времени шлифовали правила игры, пока не добились "зеркального блеска".

В то же время среди иностранцев бытует опять-таки более, чем спорное мнение, что сёги - игра, полная архаики и не в лучшую сторону отличается от шахмат недостатком формализации. Суть претензий к современным правилам сёги сводится к следующему:

1. Фигур слишком много и они мешают друг другу.

2. Фигуры слишком "тихоходны" (не летают, а ползают по доске), что замедляет партию и не позволяет проводить стремительные комбинации.

3. Некоторые фигуры ходят "нерационально", что мешает им маневрировать и делает уязвимыми.

4. Фигуры слабо защищают друг друга.


Попробуем разобраться, верны ли эти обвинения или они происходят лишь от того, что о сёги судят с точки зрения шахмат (игры в самом деле максимально формализованной).


1. Доска

Для начала внимательно рассмотрим игровую доску, по которой фигуры расхаживают:

Image

Приведённый вариант доски рассчитан на европейцев, т. е. горизонтали подписаны латинскими буквами (японцы используют иероглифические цифры), но суть дела от этого не меняется. Как легко убедиться, доска на одну горизонталь и вертикаль больше шахматной (9×9) и все клетки одного цвета.

Собственно говоря, доска разделена на 9 больших прямоугольников (почти квадратов), каждый из которых, в свою очередь, делится на девять малых. По углам центрального прямоугольника имеются четыре маленьких кружка (или четыре крупных точки), назначение которых будет объяснено далее. Фигуры, так же как в европейских шахматах, но в отличие от китайских и корейских, ставятся в клетки, а не на пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Отсутствие "шахматной" раскраски доски объясняется тем, что "белопольных" и "чернопольных" фигур в сёги не существует.


2. Японские, латинские и русские обозначения фигур

Как уже было сказано, фигуры сёги имеют иероглифические подписи из одного, либо двух иероглифов. При этом следует отметить, что на лицевой грани фишек у каждой фигуры по два знака, а на обратной: у двух - по два, у четырёх - по одному и у двух - ни одного. Однако на диаграммах для удобства каждая фигура обозначается лишь одним иероглифом (из этого правила, правда, возможно маленькое исключение, но о нём позже).

Поскольку некоторые европейцы иероглифов, по-видимому, на дух не переносят, существуют также буквенные обозначения фигур, а ещё рисуночные. Естественно, для создания диаграмм рисунки весьма мало подходят, а латинские буквы неудобны по той причине, что две из них, а именно N и S одинаково выглядят в нормальном и перевёрнутом виде (почему это существенно, будет показано далее).

Тем не менее, при записи партий в Европе для обозначения фигур применяются латинские буквы, а в России иногда пользуются также русскими буквами, которые подходят в равной степени для записи партий и рисования диаграмм. Перечислим же фигуры сёги и приведём их японские, латинские и русские обозначения (обозначения превращённых фигур пока оставим без внимания):

1. Пешка - , P (Pawn), П (Пешка)

2. Стрела (также Копьё, Пика) - , L (Lance), А (Аромат)*

3. Конь - , N (KNight)**, К (Конь)

4. Серебряный генерал (Серебро) - , S (Silver), С (Серебро)

5. Золотой генерал (Золото) - , G (Gold), З (Золото)

6. Слон - , B (Bishop), У (Угол)***

7. Ладья - , R (Rook), Л (Ладья)

8. Король - ****, K (King), И (Император)


Примечания

* Странное на первый взгляд русское обозначение отнюдь не случайно. Иероглиф 香 означает "аромат", "благоухать" и связан со значением "стрелы" или "пики" чисто условно (об этом будет упомянуто, когда речь пойдёт об истории сёги)

** Для латинского обозначения коня взята не первая, а вторая буква слова Knight, чтобы избежать путаницы, поскольку буквой "K" обозначается король.

*** Русское обозначение слона "У (Угол)" связано с основным значением иероглифа 角 - "[внешний] угол".

**** Иероглиф 王 обозначает не любого короля, а только белого. Чёрный король обычно (хотя и не всегда) изображается как 玉, т. е. отличается от предыдущего знака одной точкой (чёрточкой). Значения иероглифов с точкой и без точки различны:

王 - "король", "монарх"

玉 - "драгоценный камень", "яшма"

Причины различного обозначения чёрного и белого королей будут объяснены далее, пока же важно запомнить, что 王 ≠ 玉, что отражено и в русском варианте:

Белый король - И

Чёрный король - Й


Теперь скажем пару слов о трудностях буквенного обозначения фигур на диаграммах.

Вот как выглядит первоначальная расстановка фигур (для удобства все они изображены одного размера):

Image

Легко заметить, что, хотя фигуры и не имеют цвета, разобраться, где белые, а где чёрные, не составляет труда. Тот, кто играет чёрными, видит свои фигуры в нормальном, а фигуры соперника - в перевёрнутом положении. Казалось бы, ничего не изменится, если заменить иероглифы латинскими буквами, ведь даже если N и S выглядят одинаково в нормальном и перевёрнутом виде, то положение фишек не позволит ошибиться. Но в том-то и штука, что на диаграммах контуры фишек обычно не обозначаются:

Image

Разумеется, пока все фигуры стоят на своих первоначальных местах, их принадлежность не вызывает сомнений. Но стоит коню и серебру, обозначенным латинскими буквами, оказаться в центре доски, как догадаться, белые они или чёрные, станет решительно невозможно. В то же время, русские (кириллические) обозначения позволяют избежать всяческих сомнений:

Image

Естественно, эта система является вспомогательной и не претендует на то, чтобы полностью заменить японские обозначения фигур. Она может применяться при записи партий, изображении позиций, либо, как в нашем случае, в учебных целях. Тому же, кто пожелает играть в сёги, а не только смотреть на них со стороны, несколько иероглифов, применяемых в игре, знать всё-таки необходимо. В дальнейшем будут даны несколько советов тем, кто захочет это сделать, не зная притом японского языка. Ну а для тех, кто язык знает, в фигурах сёги и вовсе ничего сложного нет.
Last edited by Kentaro on Mon May 23, 2011 10:10 pm, edited 2 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Mon Jan 03, 2011 3:00 pm

Фигуры сёги: "внешность" и ходы. Часть 2

Теперь, когда фигуры перечислены, познакомимся с каждой из них "персонально", т. е. рассмотрим их ходы и, соответственно, возможности ("боевую мощь"). Для большей наглядности я буду приводить по две диаграммы на каждый пример: одну - с японскими и другую - с русскими обозначениями фигур. О том же, как запомнить иероглифические обозначения фигур, поговорим тогда, когда будут усвоены ходы. Итак:


1. Пешка -

В отличие от пешки европейских шахмат, эта фигура (до превращения, о котором будет сказано далее) ходит и бьёт единообразно (точно так же, как и все остальные фигуры в сёги) и всегда лишь на одно поле вперёд:

Image Image

Красная стрелка указывает направление хода и боя, красная заливка - доступные фигуре поля.


Чтобы показать расстановку фигур перед началом партии, будем последовательно выставлять фигуры на доску (на "кириллических" диаграммах они будут выделены красным):

Image Image


2. Стрела (Пика, Копьё) -

Хотя эти парные фигуры и занимают места ладей в европейских шахматах, возможности их куда скромнее. Стрела (до превращения) ходит на произвольное количество полей по вертикали, но только вперёд, т. е. отступление для неё не предусмотрено:

Image Image

Места стрел перед началом партии следующие:

Image Image


3. Конь -

В сравнении с аналогичной фигурой в европейских шахматах, в сёги конь выглядит несколько неуклюжим, поскольку способен ходить только вперёд и, следовательно, так же как и стрела, не может отступать, зато, подобно шахматному коню, умеет перепрыгивать через другие фигуры.

Image Image

Первоначальное положение коней следующее:

Image Image


4. Серебряный генерал (Серебро) -

Весьма оригинальная фигура, аналога в шахматах не имеющая. Первоначально серебряный генерал имел ходы слона архаичных шахмат, т. е. передвигался по диагонали, но лишь на одно поле, что делало фигуру весьма уязвимой. Впоследствии дополнительно получил возможность ходить на одно поле вперёд по вертикали и сразу же сделался почти вдвое сильнее. Таким образом, серебряному генералу доступны пять полей:

Image Image

Перед началом партии серебряные генералы как бы образуют "дальнюю королевскую свиту" и находятся на следующих местах:

Image Image
Last edited by Kentaro on Mon May 23, 2011 10:13 pm, edited 7 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Al-Arisha » Mon Jan 03, 2011 5:20 pm

Все-таки подумай, чтобы расширить эту тему и обсуждать в ней и другие традиционные японские игры. А информация очень интересная.
Jupiter Oak Evolution!
User avatar
Al-Arisha
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 21656
Joined: Sat Mar 15, 2008 8:46 am
Location: Екатеринбург

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Mon Jan 03, 2011 7:42 pm

Al-Arisha wrote:информация очень интересная.


Спасибо, стараюсь )))

Al-Arisha wrote:Все-таки подумай, чтобы расширить эту тему и обсуждать в ней и другие традиционные японские игры.


Сделать тему более обширной и ёмкой, конечно, можно, но тогда она выйдет несколько "кособокой". Дело в том, что про другие игры я могу рассказывать только с чужих слов, поскольку сам в них не играю, значит, сведений по ним будет куда меньше. В общем-то можно оставить статьи про другие японские игры "на закуску", когда мне уже будет нечего сказать про сёги, но это ещё нескоро случится. Если же переименовать тему сейчас, то те, кому есть что рассказать про го, рэндзю и т. д., чего доброго начнут вставлять свои посты между моими и получится неразбериха.

Так что лучше я сначала допишу свой ознакомительный курс по сёги, а уж потом перейду к другим играм и тогда же сменю название темы.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Aruku Sei » Tue Jan 04, 2011 5:20 am

Отличная информационная подборка!

Очень занимательно. Тем более, что я давно хотел что-нибудь разузнать про Сёги: сам я интересовался Го, а вот про Сёги знал очень и очень мало.
Теперь знаю уже чуть больше! ;)

Спасибо, Kentaro!
"Люди часто ведут себя даже не как люди - надейтесь на кого-нибудь понадёжнее, чем такие существа" by Aruku Sei

Защитник Гармонии Труда
User avatar
Aruku Sei
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 1367
Joined: Tue Jul 06, 2010 8:32 pm

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Tue Jan 04, 2011 1:09 pm

Aruku Sei wrote:Отличная информационная подборка!

Очень занимательно.


Благодарю за столь высокую оценку моих пропагандистских усилий! Собственно, материалов про сёги в интернете немало, но зачастую они не лучшим образом поданы. Вот я, по мере возможностей, и пытаюсь изложить то, что известно мне самому, максимально доходчиво. Ибо нередко слишком скупое, либо туманное описание игры вызывает результат, противоположный ожидаемому: как бы убеждает скептиков в неимоверной сложности японских шахмат. Надеюсь мне удастся хотя бы немного поколебать это устоявшееся и глубоко ошибочное мнение.

Aruku Sei wrote:Тем более, что я давно хотел что-нибудь разузнать про Сёги: сам я интересовался Го, а вот про Сёги знал очень и очень мало.
Теперь знаю уже чуть больше! ;)


Если всё пойдёт по плану, предполагаю дать здесь своеобразный "начальный курс" японских шахмат, которого будет достаточно для того, чтобы играть с несложными программами, либо с увлечёнными новичками. А вот когда я этот курс допишу и придёт время говорить о других японских играх, в частности о го (в чём меня настойчиво убеждает Al-Arisha), то тут мне понадобятся серьёзные консультации и я рассчитываю на Вашу благосклонную поддержку в этом деле. Вы изучаете го самостоятельно или занимаетесь в клубе?

Aruku Sei wrote:Спасибо, Kentaro!


Всегда к Вашим услугам!
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Tue Jan 04, 2011 2:11 pm

Фигуры сёги: "внешность" и ходы. Часть 3

В европейских шахматах, где имеется пять "летающих фигур", король считается слабой фигурой. Однако, если бы у шахматистов имелось по два запасных короля, которые притом могли бы сваливаться на доску сверху ради защиты или нападения, сразу стало бы ясно, что слабость - понятие относительное. В сёги существует фигура, контролирующая шесть полей вокруг себя и, следовательно, уступающая королю (король контролирует восемь полей), но до того опасная, что нередко делает последний ход в партии (т. е. ставит мат). Познакомимся с этой грозой королей поближе:

5. Золотой генерал (Золото) -

Три поля перед собой, два - по бокам и одно позади - таков "арсенал" золотого генерала, фигуры опаснейшей при сбрасывании (о правиле сбрасывания будет подробно рассказано далее). Наделённый всеми наступательными ходами короля "по природе", а не в результате превращения, золото является неизменным участником финальных атак на короля и способно поставить мат, "вскарабкавшись" на пешку (при определённых условиях, конечно).

Image Image

В начале партии, золотые генералы располагаются по обе стороны от короля, наподобие телохранителей или традиционных для Дальнего Востока правого и левого министров:

Image Image


6. Король - 王 (玉)

Короли, а точнее - император и предводитель мятежников - завершают собой перечень фигур архаичного варианта японских шахмат, известных под названием Хэйанских Сёги, т. е. тех, которые были популярны у придворных в далёкую эпоху Хэйан (794 - 1185). Ладья и слон были добавлены позднее, вероятно, не без внешнего влияния. Наверняка сторонники европейских шахмат сочли бы ту игру чересчур примитивной: "летающая" фигура всего одна, да и та летает лишь в одну сторону и только один раз, конь - неуклюжий и уязвимый. Тем не менее, искусные игроки достигали высот искусства даже вооружившись столь маломощными фигурами. Что же касается мата королю, то поставить его было куда как не легко, поскольку правила сбрасывания ещё не существовало.

Короли хэйанских сёги, современных сёги и европейских шахмат ходят совершенно одинаково, а именно - на одно поле в любом направлении, что и не удивительно, ибо главная задача короля - избежать мата (хотя в хэйанских сёги король мог в принципе выступать и в роли атакующей фигуры).

Image Image

В начале партии короли занимают почётные центральные места на первой и девятой горизонталях:

Image Image


Вероятно, самыми своеобразными фигурами современных сёги являются ладья и слон, иногда обобщённо называемые драконами. В сущности, подлинными драконами, т. е. фигурами многократно превосходящими по силам все остальные, ладья и слон становятся после превращения, но даже в непревращённом виде они способны существенно изменить ход игры, благодаря удивительной способности издалека нападать на две (и более) фигуры сразу. Разумеется, ладьи и слоны европейских шахмат тоже нередко ставят "вилки" на фигуры противника, но возможностей для этого у них куда меньше, ибо моментально оказаться в нужном месте доски они не в состоянии. Что же до драконов сёги, то они, находясь в резерве, могут быть сброшены в любое подходящее для вилки место. Образно говоря, "летают" над доской, выискивая, куда бы спикировать.


7. Слон -

В отличие от европейских шахмат в партии участвуют лишь два слона - по одному у каждого игрока, что, разумеется, не мешает более умелому заполучить обоих. До превращения слон в сёги ходит так же, как его шахматный аналог, т. е. на любое количество полей по диагонали:

Image Image

Что же касается расположения этих фигур в начале партии, то оно специфично. Слоны словно "смотрят друг на друга" (находятся на одной диагонали):

Image Image


8. Ладья -

Подобно слонам, ладей в сёги лишь две и до превращения они ходят так же как соответствующие шахматные фигуры:

Image Image

Перед началом партии ладьи делят со своими "родственниками" слонами вторую и восьмую горизонтали:

Image Image


Итак, с начальной расстановкой фигур и их возможностями до превращения мы разобрались. Вот она - полная доска, которую некоторые шутники сравнивают с коллекцией редких насекомых:

Image

Думаю, теперь даже тот, кто видит сёги впервые, сможет узнать по крайней мере некоторые фигуры по их характерному расположению. Однако вся острота игры станет понятна лишь тогда, когда фигуры ринутся в бой и начнут выделывать совершенно невероятные вещи. Об этом поговорим в следующей части.
Last edited by Kentaro on Mon May 23, 2011 10:16 pm, edited 8 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Aruku Sei » Tue Jan 04, 2011 8:22 pm

Kentaro wrote:Вы изучаете го самостоятельно или занимаетесь в клубе?


Я изучаю (изучал?) Го самостоятельно.
В принципе, мне не составит особого труда заверить предполагаемый к публикации текст у президента Федерации Го, Максима Подоляка, если возникнут какие-либо сомнения в достоверности содержания, либо во избежание оных.

Если в материале по Го есть потребность, то я бы мог изложить историю и концепцию этой игры, а также проиллюстрировать своё повествование.
Я могу строго придерживаться достоверных данных (у меня есть для этого все необходимые учебные пособия), но, боюсь, что кроме свойственной одному лишь мне манеры изложения материала, публикация будет мало чем отличаться от аналогичных в Интернете.

С другой стороны, я не вижу в этом большого противоречия: коль скоро Вы преследуете цель популяризации японских настольных игр, то мои публикации вполне с этой задачей могут справиться, кроме того, я ведь всегда смогу вносить в готовый текст уточнения и поправки, если представится такая возможность.

Словом, я готов к сотрудничеству.
"Люди часто ведут себя даже не как люди - надейтесь на кого-нибудь понадёжнее, чем такие существа" by Aruku Sei

Защитник Гармонии Труда
User avatar
Aruku Sei
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 1367
Joined: Tue Jul 06, 2010 8:32 pm

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Wed Jan 05, 2011 12:19 am

Aruku Sei wrote:Я изучаю (изучал?) Го самостоятельно.


Браво! Прекрасно понимаю, что это тяжёлый труд. Хотя лёгких японских игр, по видимому, вообще не бывает (даже по патинко был написан популярный учебник), го - это всё же игра богов, в то время как сёги - только игра героев. Честно говоря, у меня от одной мысли об игре на доске, которая составлена из четырёх досок для сёги, голова кружиться начинает )))

Aruku Sei wrote:Если в материале по Го есть потребность, то я бы мог изложить историю и концепцию этой игры, а также проиллюстрировать своё повествование.


Это же просто великолепно! Как говорил Пиппин во "Властелине колец" - на такую удачу я и не рассчитывал! ))) Что же касается потребности, то она, как замечает Al-Arisha, имеется, и нешуточная. Вообще говоря, по моим наблюдениям, подфорум "Япония" медленно, но верно чахнет, что и странно, и досадно. Ведь наверняка среди поклонников Сейлормун немало тех, для кого знакомство с СМ стало отправной точкой увлечения Японией в целом. Думаю, они могли бы рассказать уйму интереснейших вещей, если бы не стеснялись и не спали. Быть может, пора их растормошить?

В том же, что Вы сможете проиллюстрировать не только курс го, но и всё, что захотите - я нимало не сомневаюсь /если я ничего не говорю о Ваших работах, это не значит, будто я не замечаю их )))/

Aruku Sei wrote:Я могу строго придерживаться достоверных данных (у меня есть для этого все необходимые учебные пособия), но, боюсь, что кроме свойственной одному лишь мне манеры изложения материала, публикация будет мало чем отличаться от аналогичных в Интернете.


Как раз личностный колорит изложения и готовность автора к диалогу - немаловажные условия успеха просветительской деятельности. Многие нынешние культуртрегеры одними только компиляциями занимаются, а выразить те сведения, которыми они располагают, собственными словами им либо некогда, либо лень. Вот и кочуют по интернету статьи, полные одних и тех же цитат, сухие, невнятные, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Совсем другое дело, если вместо неряшливой компиляции будет создан вполне литературный, доходчивый и яркий текст, сочетающий непреложные факты с точкой зрения автора. Вот это уже и примечательно, и ценно.

Aruku Sei wrote:С другой стороны, я не вижу в этом большого противоречия: коль скоро Вы преследуете цель популяризации японских настольных игр, то мои публикации вполне с этой задачей могут справиться


Совершенно согласен. Собственно, любители японской культуры всегда способны найти общий язык и достичь взаимовыгодного результата. Недаром же сказал Кобаяси Исса:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.


Aruku Sei wrote:я ведь всегда смогу вносить в готовый текст уточнения и поправки, если представится такая возможность.


О да, одно из достоинств настоящих форумов - неисчезающая кнопка правки ))) А кое-где (на ненастоящих и глупых форумах XD) и фактические ошибки, и недосмотры, и опечатки на века остаются...

Aruku Sei wrote:В принципе, мне не составит особого труда заверить предполагаемый к публикации текст у президента Федерации Го, Максима Подоляка, если возникнут какие-либо сомнения в достоверности содержания, либо во избежание оных.


Вот это я понимаю! Вы прямо как академик Обручев, тот, что был "рыцарем факта". Что ни говори, а в нынешнее время авторы готовые ручаться за достоверность ими написанного (в целом и в частностях) просто на вес золота.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Aruku Sei » Wed Jan 05, 2011 12:24 am

Выражаю своё восхищение: своим ответом Вы полностью меня покорили и нешуточно обязали оправдать оказанное мне доверие)
Теперь я просто обязан сделать первый шаг, или, выражаясь терминологией настольных игр: "сделать первый ход" ;)
"Люди часто ведут себя даже не как люди - надейтесь на кого-нибудь понадёжнее, чем такие существа" by Aruku Sei

Защитник Гармонии Труда
User avatar
Aruku Sei
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 1367
Joined: Tue Jul 06, 2010 8:32 pm

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Wed Jan 05, 2011 12:50 am

Aruku Sei wrote:Выражаю своё восхищение: своим ответом Вы полностью меня покорили и нешуточно обязали оправдать оказанное мне доверие)


Надо же какой я оказывается умелый дипломат! Наверное, сам Талейран мне с небес (или из под земли?) аплодирует )))

Aruku Sei wrote:Теперь я просто обязан сделать первый шаг, или, выражаясь терминологией настольных игр: "сделать первый ход" ;)


В таком случае - С новым ходом!
Last edited by Kentaro on Thu Jan 06, 2011 6:01 pm, edited 4 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Aruku Sei » Wed Jan 05, 2011 12:57 am

Вперёд!
"Люди часто ведут себя даже не как люди - надейтесь на кого-нибудь понадёжнее, чем такие существа" by Aruku Sei

Защитник Гармонии Труда
User avatar
Aruku Sei
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 1367
Joined: Tue Jul 06, 2010 8:32 pm

Next

Return to Япония

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest

cron