Японские шахматы сёги

Разговоры об этой замечательной стране.

Moderators: Beebs, StarSirius, Knyaga

Re: Японские шахматы сёги

Postby Al-Arisha » Wed Jan 05, 2011 5:24 pm

Хотите узнать о другой тралиционной настольной японской игре- вам сюда.
viewtopic.php?f=8&t=3211
Jupiter Oak Evolution!
User avatar
Al-Arisha
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 21656
Joined: Sat Mar 15, 2008 8:46 am
Location: Екатеринбург

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Wed Jan 05, 2011 8:34 pm

Фигуры сёги: "внешность" и ходы. Часть 4

Я уже не раз упоминал два загадочных игровых термина, а именно: "превращение" и "сбрасывание", обещая подробно объяснить их в своём месте. Итак, время настало. Понимание сущности этих понятий, хотя бы чисто теоретическое - необходимое условие дальнейшего разговора о современных японских шахматах, ибо, не будь в сёги правил сбрасывания (семи фигур) и превращения (шести фигур), игра мало чем выделялась бы из обширной семьи дальневосточных настольных игр с неравноценными фигурами. Кстати сказать, сама идея этих правил вполне могла быть заимствованной из игр семейства шашек (причём из разных), но, применённая к шахматам, внесла в сёги не только уйму своеобразия, но даже что-то трансцендентное и магическое.


Превращение

Как всем хорошо известно, в европейских шахматах пешка (и только пешка!), дошедшая до последней горизонтали, превращается в любую фигуру, кроме короля. Естественно, многие предпочитают таким образом получить ферзя, нежели ладью или слона, но факт остаётся фактом: добраться до восьмой (для белых), либо до первой (для чёрных) горизонтали пешке куда как не легко и редко удаётся.

Иное дело - сёги. Здесь превращение пешки - не в Ферзя даже, а почти в короля - обычнейшее дело и может случаться по нескольку раз за партию. В чём причина столь феноменального результата? Причин три и все они в своём роде замечательны:

1. До линии превращения сравнительно недалеко (если ничто не помешает, пешка добирается до неё за три хода и пересекает четвёртым).

2. Пешки не погибают.

3. Пешки "летают".


Чтобы вполне уяснить себе основания первой из указанных причин, ещё раз внимательно посмотрим на пустую доску:

Image

Прежде я уже говорил о четырёх кружках (либо точках) расположенных по углам центрального прямоугольника, собираясь объяснить их назначение позже. Так вот, эти точки выполняют несколько функций сразу:

1. Помогают ориентироваться при записи партий (деревянные доски цифровой разметки по краю обычно не имеют).

2. Обозначают центр и фланги, что немаловажно при визуальном запоминании дебютных ходов.

3. Являются основой "аспектного членения" доски (потом поясню, что это значит)

4. Указывают границы лагерей: своего и противника.


Сейчас нас в первую очередь интересует последняя функция.

На нижеследующем рисунке лагерь белых обозначен красным, лагерь чёрных - синим, а между ними расположилась равная им по величине нейтральная территория:

Image

Если белая пешка благополучно минует серую полосу и вступит в пределы лагеря чёрных, она превратится... В кого бы вы думали? В золотого генерала! Вернее - не совсем превратится, а станет равна золотому генералу по возможностям, т. е. получит его ходы. Однако, в знак того, что пешка "по природе своей" всё-таки осталась пешкой, она обозначается иначе, чем настоящий золотой генерал и иначе называется, а именно:

Токин - , +P (Promoted Pawn), +П (Превращённая Пешка)

Во время партии превращение визуально выражается в том, что пешка (также как и остальные фигуры, способные к превращению) переворачивается нижней гранью вверх:

Image Image

Рисунок на нижней грани - это стилизованная буква хираганы то, начальная буква слова токин. Иногда обозначения превращённых фигур наносятся на фишки красным лаком:

Image

Вот конкретный пример превращения пешки, вступившей в лагерь противника, в токина, взятый из одной партии:

Image Image

Image Image


Итак, как и в кого превращается пешка, относительно ясно. А что же остальные фигуры? Которым из них присуще свойство превращения и как оно реализуется?

Из восьми фигур сёги шесть обладают способностью превращения, а именно: пешка, стрела, конь, серебряный генерал, слон и ладья. Все эти фигуры превращаются, пересекая границу лагеря противника, причём как входя в лагерь, так и покидая его, либо делая ход в лагере противника. Однако игрок имеет право выбора: превращать фигуру или пренебречь этой возможностью, за исключением одного особо оговорённого случая, о котором скажем далее. Пока же поговорим об особенностях превращения, названиях и возможностях превращённых фигур.

Стрела, конь и серебряный генерал, пересекая границу лагеря противника, либо делая ход, находясь в нём, превращаются в золотых генералов, а точнее - приобретают их возможности. Однако из перечисленных фигур лишь серебряный генерал способен превратиться, покидая лагерь противника, так как ни пешка, ни стрела, ни конь в непревращённом состоянии назад не ходят. К названиям фигур добавляется приставка -нари (от глагола 成る [нару] "делаться", "становиться", "превращаться"), которая на японских диаграммах обозначается либо двумя буквами катаканы (ナリ), либо несколько "сплюснутым" иероглифом сэй (成), которым записывается глагол нару:

Image

Названия и обозначения, употребляемые при записи партий и в специальной литературе, следующие:

Нарикё: - 成香, +L (Promoted Lance), +А (Превращённая Стрела)

Нарикэй - 成桂, +N (Promoted KNight), +К (Превращённый Конь)

Наригин - 成銀, +S (Promoted Silver), +С (Превращённое Серебро)


Итак, с точки зрения ходов, превращённые пешка, стрела, конь и серебряный генерал, ничем не отличаются от золотого генерала:

Image Image

Тем не менее, разница между ними и настоящим золотым генералом всё же есть, но в чём она заключается мы выясним позже, когда будем говорить о сбрасывании.

А сейчас коснёмся особенностей превращения слона и ладьи.

Как известно, фигуры аналогичной шахматному ферзю в сёги нет. Однако превращённые ладья и слон хотя и несколько уступают ферзю по силам, зато имеют возможность превзойти его количественно. Ведь в шахматах умелый игрок доводит до последней горизонтали обычно лишь одну пешку и, соответственно, может получить только одного дополнительного ферзя. В сёги (конечно, чисто теоретически!) у одного игрока может оказаться четыре (!) ферзя (хотя и послабее шахматных).

Довольно неуклюжие в непревращённом состоянии слон и ладья становятся куда более манёвренными, стоит им только ворваться в лагерь противника. Вот тут-то они вполне оправдывают название драконов:

Рю:ма - 竜馬, +B (Promoted Bishop; Dragon Horse), +У (Превращённый Слон)

Image Image


Рю:о: - 竜王, +R (Promoted Rook; Dragon King), +Л (Превращённая Ладья)

Image Image


Как легко заметить, взглянув на диаграммы, превращённые слон и ладья по сути, в дополнение к своим основным ходам, приобретают ходы короля, что делает их куда более подвижными и неприступными, а следовательно, опасными. Однако, несмотря на кажущуюся симметричность ходов, превращённая ладья считается более сильной фигурой, чем превращённый слон, что, естественно, не мешает им превосходно "работать в паре".

Хотя названия драконов состоят из двух корней и на "классических" фишках изображаются двумя иероглифами (нередко эти иероглифы почти нечитаемы из-за скорописного стиля), на диаграммах превращённого слона изображают просто как "лошадь" (馬), а превращённую ладью как "дракона" (竜), что ведёт к разночтениям при переводе. Правильный перевод этих названий: "лошадиный дракон" и "королевский дракон" /у канго - слов из китайских корней - особый внутренний синтаксис/. Ничего не поделаешь, "так принято, так повелось". Учебные наборы и наборы иностранного производства, а также игровые программы как правило ограничиваются обозначением в один знак:

Image


Итак, "поведение" фигур, находящихся на доске, мы вкратце рассмотрели. Разумеется, сказанного выше недостаточно для того, чтобы вполне понять, какие феерические зрелища и целые мистерии разворачиваются на доске из дерева кая, но по крайней мере цель первоначального ознакомления с элементарными правилами сёги, кажется, достигнута. Теперь перейдём к более сложному моменту, который принципиально отличает сёги от множества игр семейства шахмат.
Last edited by Kentaro on Mon May 23, 2011 10:06 pm, edited 2 times in total.
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Kentaro » Fri Jan 07, 2011 12:19 am

Фигуры сёги: "внешность" и ходы. Часть 5

Я уже вскользь упоминал, что-де в японских шахматах, словно в подтверждение их загадочности и "немыслимости", над доской частенько, подобно орлам, парят драконы, выбирая, на кого бы наброситься. При всей видимой несуразности, вышеуказанное утверждение - чистая правда, но отнюдь не вся правда. Дело в том, что в сёги способностью летать над полем битвы наделены все фигуры, кроме короля. Почему не летает король - яснее ясного. Заматовать его и так архитрудно, а если бы он ещё и летал, стало бы невозможно вообще. Тем не менее, пешки, стрелы, кони, серебряные и золотые генералы, не говоря уже о драконах, порхают с беспечностью бабочек и то и дело куда-нибудь сваливаются. Как правило - в самое неподходящее место, но иногда, себе на беду, и в ловушку.

Теперь уже трудно сказать наверняка, когда и кому в Японии впервые пришла в голову удивительная мысль, что сёги ничего не потеряют, но напротив, многое приобретут, если "съеденные" фигуры получат возможность возвращаться в игру, но уже на стороне того, кто их выиграл. Мы ещё подробно поговорим на эту тему, рассматривая историю японских шахмат, и приведём все были и небылицы, к эпохальному изобретению относящиеся. Пока же нас заботит лишь одно: правило сбрасывания есть и является, по-видимому, главным из всех, какие только в сёги существуют.

Скептик, возможно, начнёт доказывать, что правило сбрасывания для японских шахмат - не признак исключительности, ибо встречается, например, в так называемых "шведских шахматах". Предположим, так оно и есть, но лично у меня имеются серьёзные сомнения, насчёт того, что изобретатели шведских шахмат придумали указанное правило сами, а не заимствовали его из сёги. Но даже если прав Аристотель, и действительно "одинаковые мысли приходят в голову разным людям", то уж несопоставимости двух игр по времени появления нельзя не учитывать во всяком случае.

Как бы там ни было, едва правило сбрасывания было введено и проверено на практике, как архаичные сёги превратились в весьма нетривиальную игру. Если прежде, даже с включением в "хэйанский набор" двух дальнобойных фигур - слона и ладьи, игра, подобно европейским шахматам, сводилась к опустошению доски путём умелых разменов, то теперь эндшпиль при пустой доске стал практически невозможен, а король значительно увеличил свои оборонительные ресурсы. Кроме того, возможности для выставления разнообразнейших вилок и "связок" настолько возросли количественно, а тактические приёмы с жертвой фигуры стали столь распространёнными, что сам характер игры приобрёл сходство не столько со сражением даже, сколько с причудливым и захватывающим спектаклем. Правда, в полной мере оценить прелесть этого спектакля способен лишь тот, кто сам хотя бы немного умеет играть, для остальных же партия в сёги, наблюдаемая со стороны - это просто мелькание иероглифов, да щелканье фишек и ничего более. Возможно, потому-то до сих пор в западном мире и бытует мнение о феноменальной сложности японских шахмат и их недоступности для "белого человека". Мы однако весьма скоро покажем и докажем, что в действительности в сёги нет ничего заумного, но напротив всё удивительно ясно и логично. Пока же рассмотрим основополагающее правило сбрасывания во всех подробностях.

/продолжаю небольшими порциями/
Во дворце у эмира есть тайная келья.
Утоляет владыка в ней жажду веселья:
Ест урюк, а из косточек крепости строит,
Не умея иначе спастись от безделья.
User avatar
Kentaro
Опытный участник
Опытный участник
 
Posts: 389
Joined: Wed Sep 08, 2010 9:44 pm
Location: Минас Итиль

Re: Японские шахматы сёги

Postby Элинне » Mon May 23, 2011 8:54 pm

Интересная тема, возможно в будущем тоже буду играть в сёги, потому как игра развивает не только мыслительную деятельность, но и тренирует терпение, выдержанность итд..
Image
Image
User avatar
Элинне
Завсегдатай форума
Завсегдатай форума
 
Posts: 5049
Joined: Thu Feb 10, 2011 6:21 pm

Re: Японские шахматы сёги

Postby Morita Rumino » Mon May 23, 2011 9:16 pm

А я поглядела-поглядела на картинки и поняла, что эта игра не для меня. :oops: Ибо текст я даже и не пыталась осиливать. :(
А мне понравилась Харука,жаль что её нету в реале я бы все сделал что быть её парнем.
(с) Пользователь одного BSSM-форума.
Заочно люблю этого человека!


Я есть я. И болтайте себе, что хотите:
Я останусь Хайямом. Воистину так! (с)
User avatar
Morita Rumino
Крутой участник
Крутой участник
 
Posts: 532
Joined: Sun Apr 10, 2011 6:27 pm
Location: уже неважно

Previous

Return to Япония

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 4 guests

cron