Просил Витю снова принести немецкий авиационный календарь. Хотелось перерисовать в блокнот еще несколько старинных аэропланов. Сначала я особенно нажимал на немецкие – их у меня мало: только «Альбатрос» в ТМ и «Фоккер Е-1» в МК. Кстати, этот истребитель – не тот «Альбатрос», что таранил Нестеров. Там было написано, что он его легко догнал, а этот «Альбатрос» здорово превосходит «Моран-Ж» по скорости. Видимо, у немцев был еще другой аэроплан под тем же названием. У меня есть интересная книга про старинную авиацию «Воздушный казак Вердена». Теперь, благодаря Витькиному календарю, я узнаю многие аэропланы на рисунках и фотографиях в ней.
В этом альбоме я затеял и еще одно: коллекцию наклеек от гальванических элементов и батарей. Сразу оказалось мало, но я надеюсь, со временем моя коллекция пополнится.
(
Жаль, что я не особо занимался этим пополнением, но все же на кое-что из тогдашних наклеек можно посмотреть. Правда, состояние их оказалось не очень, пришлось кое-что в Paint убрать – потертости-измятости (сейчас у меня фотошопа нет). Размер уменьшил вдвое. Обратите внимание на напечатанные типографским способом цены. Приколоться что ли – распечатать на цветном принтере и обернуть купленные батарейки?
Наверное, стоит немного рассказать о тогдашних делах с батарейками, с их продажей тогда было довольно неблагополучно. Особенно с плоскими батарейками, 3336-ми. На рубеже 70-х – 80-х годов можно было их и целый год в продаже не увидеть. Но в описываемое время с этим стало получше. У меня тогда такая была только в тестере, ее там на много лет хватало, так что проблем уже не было. 316-е элементы (размер АА или «пальчиковые», как их сейчас называют) и 332 элементы тоже бывали в продаже далеко не всегда. Зато с большими круглыми 373-ми и 343-ми размером поменьше проблем не было. А вот 288 элементов (тип ААА или «мизинчиковые») тогда не было. То есть, в справочниках данные на них имелись. Наверное, выпускались в небольших количествах для каких-то специфических надобностей. Мало ли чего, может газетчикам для импортных диктофонов или еще зачем. Но в продаже их не было, и ширпотребовской аппаратуры рассчитанной на них тоже не делалось. Наверное, чтобы не плодить лишнюю разнотипицу.
Аккумуляторы в продаже были, но только дисковые. Д-0,06 (кажется, 45 коп.), Д-0,1 (тогда их емкость увеличили и начали идти Д-0,115), Д-0,25, Д-0,45 (3 руб. 85 коп., кажется, стоили). Выпускалась и батарея 7Д-0,1 для замены 9 В батарейки «Крона». Дорогая, зараза – 7 руб.! Колодка та же, но форма корпуса и габариты другие, не все аппараты были на такую замену рассчитаны. В батарейный отсек нашего приемника «Сокол-403» можно было и аккумулятор, и «Крону» ставить, а вот в «Мальчиш» влезала только «Крона».)Сегодня на уроке истории – Синопский бой. А я как раз недавно книгу читал. Учительница спрашивает:
- Что помогло русским морякам одержать победу?
Ну, тут я и сказал про бомбические орудия, снаряды которых взрывались внутри вражеских кораблей и вызывали большие разрушения…
- И главное – пожары. – добавляет она и тут предлагает мне сделать сообщение на эту тему. Отлично! Материал у меня есть. Во второй половине следующего урока я рассказывал про Синопский бой. Дошел уже до того, как после боя наши моряки осматривали турецкие корабли. Тут учительница меня прерывает – до конца урока мало времени остается, а надо и новый материал, и домашнее задание. Но все стали просить ее, ведь было интересно, и она согласилась.
По географии у меня положение тоже выправилось. Недавно учительница устроила нечто вроде диспута или состязания между двумя сильными учениками: Ф. и мною. Мы задавали друг другу вопросы, но мне не хотелось перед ней особенно стараться, сообщать дополнительные сведения после того, что она обо мне сказала. Поэтому я отвечал только то, что было необходимо, хотя мог бы этого Ф. «разнести залпом со всего борта». Даже она заметила это и поняла, почему.
Борис недавно рассказал, что сделал вертолет с электромотором. Я сказал, что не верю ему – не то соотношение веса и мощности у этих движков. Им даже просто покатить колесную тележку при помощи винта, и то проблема.
- Так у меня те новые моторы повышенной мощности.
Гм, кто его знает. В последнее время в «Детском мире» видел такие. В отличие от обычных, у которых из пластмассового корпуса торчат 1 или 2 магнита, у них корпус небольшой, цилиндрический, из металла. Они дороже, но заметно легче, и, судя по подробности данных в инструкции характеристик, совершеннее старых ПД-3, ДП-10 и им подобных. Может, Борису действительно удалось сделать с ними что-то держащееся в воздухе?
(
Уже после школы я купил такой и сделал на нем вентилятор. Однажды я включил его висящим на проводах, и он отклонился на угол больше 30 градусов. Стало быть, он создавал тягу где-то в половину своего веса. Пропилить ему пазы спереди и сзади для облегчения и протока охлаждающего воздуха, подобрать винт, смазать да форсировать по питанию – может и полетит. Но это, конечно, только с внешним подводом питания через тонкие проводки. Нечего и думать на тогдашних моторах сделать вертолет, способный поднять тогдашние ширпотребовские батарейки. Разве что только аппарат на воздушной подушке.)Опять физкультура. Иду в раздевалку. В коридоре перед ней вижу, как один из младшеклассников (в том коридоре ихние классы) демонстрирует учительнице сделанную им из «Оптического конструктора» подзорную трубу. Пришел в раздевалку, а вскоре подходят Борис и Витя. Ну, думаю, славно посидим – может, журналы посмотрим, может, анекдоты потравим. Но тут к нам заглядывает учитель физкультуры и говорит, что после урока мы будем убирать спортзал. Надо смываться! Но дверь спортзала открыта и пройти в школьный коридор можно только мимо нее. Заметит. «Если хочешь уйти скрытно, как подводник – полагайся на акустику», - думаю я. «Раз, два, три, четыре» учителя физкультуры слышно то громче, то слабее. Значит, он вместе со всеми ходит по кругу, и когда глуше – он ко мне спиной. Ни Витька, ни Борис не хотят идти со мной, и я смываюсь один. Заглянул на секунду в зал – точно, все спиной к двери.
На следующий день я узнал, что Витя после меня тоже смылся, а вот Борис остался и вывозил все сам. Я предложил Вите присвоить ему звание Героя Социалистического труда.
По русской литературе проходим Лермонтова. Витя сразу же как только услышал название стихотворения «Выхожу один я на дорогу» переиначил его в «Выхожу один я из пивбара». Наша компания состряпала 3 (!) стихотворения под этим новым названием. Наиболее популярным (и самым длинным) оказалось Витькино творение – целая поэма. Я ее плохо помню, тем более, что там с рифмами кое-где было не совсем гладко. Эти обрывки фраз – все, что сохранилось в памяти:
Выхожу один я из пивбара…
…Смотрю – стоит машина боевая,
А на ней написано «Милиция»…
…Спрашивают: Кто таков?
Но я молчу, как те партизаны,
Которых вели на допрос…
В общем, примерно в таком духе. Вскоре мы на литературе отвлеклись на 1 урок от Лермонтова. Писали небольшое сочинения на тему «Дело, которому я хочу посвятить жизнь.» Удивительно – Витя совсем недавно начал интересоваться радиотехникой, а тоже пишет про нее. Глянул ему в тетрадь: «…электроника, радиосвязь, радиолокация – всего не перечислишь!» Я-то думал, что он напишет про то, чем увлекался раньше: подводное плавание или химию.
По телевизору уже сообщали, что никарагуанские «контрас» минируют порт Коринто, через который республика получает нефть. И вот подорвался на мине наш танкер «Луганск». Отделались невероятно дешево: небольшие повреждения носовой части и ранено 2 находившихся там матроса.
Еще одна неприятность – уже март кончается, а я так и не видел нигде ни одного номера «Техника-молодежи» за этот год.
Раздали тетради с сочинениями. Я получил 4/4. Помимо всего прочего учительница придралась к слову «аж», когда я написал: «Начинать постигать ее аж в институте трудно». Ну да ладно, еще когда писал, понимал, что это звучит не совсем красиво. Просто хотел подчеркнуть, что если человек этим до того не интересовался, ничего сам не паял, то он не сможет «выучить» радиотехнику в институте, подобно прилежной ученице.
У меня появилась одна проблема. Недавно на одном из уроков я обменивался записками с двумя пацанами, что сидят сзади меня. Мы рисовали, что сделаем друг с другом. Без хвастовства скажу, что мои ответы были остроумнее и разнообразнее. Они в предпоследней записке нарисовали кулак, еще подписав это на случай, если я не пойму, что это и приписали: «Сейчас-сейчас». (это из одного забавного мультика, как в театре поставили детский стишок «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять») Я же на последней записке изобразил, как смываю противника в унитаз. Они же свою фантазию исчерпали полностью, в чем честно признались в последней записке уже без рисунка. Но теперь они мне за это мстят: то под руку толкнут, когда пишу, то достанут на уроке мою тетрадь и переложат себе на парту, то еще чего. На перемирие не идут: знают, что у них позиция выгодная. Мне же, чтобы ответить, надо обернуться, рискуя попасть под замечание учительницы. К тому же их двое, так что они могут меня тревожить постоянно, чего я не могу. Надо что-то придумать.
24 марта 1984 годаПоследний учебный день перед весенними каникулами. Пока что расскажу, что происходило в дни после последней записи в дневнике. Я придумал новейшее, сильнейшее оружие против тех, что «висят у меня на хвосте». У меня сейчас новая шариковая ручка, совсем простая и дешевая. А чехол из синей пленки от нее болтается у меня в портфеле. Наш кабинет химии имеет одну особенность – парты в нем не разделены на отдельные ряды, а составлены вместе. Поэтому те, кто пробирается на последние парты вдоль стены, часто вымазываются о побелку. Это натолкнуло меня на такую идею. После урока я подошел к доске и взял там самый маленький огрызок мела. (Брать большой – это уж слишком!) Запихнул его в чехол и тщательно размолол. Остается только махнуть чехлом – и «противник» весь белый.
Результаты испытаний нового оружия потрясли меня его полнейшей неэффективностью. Мелко размолотый мел повис белым облаком в воздухе, не пролетев и метра. «Противник» даже не понял, что произошло.
На следующий день я придумал, как усовершенствовать это оружие. Взял еще один маленький кусочек мела, сунул его в чехол (с прошлого раза там осталось больше половины порошка), но на этот раз лишь слегка раздробил его.
Сегодня не уроки, а так шаляй-валяй. Собрались в своем классе. Скоро подойдут остальные и классная. Займемся приведением кабинета в порядок перед каникулами. Тут-то я и повздорил с одним пацаном. Как говорит в таких случаях Витя: «Со всеми бывает, но не у всех проходит.» Действие моего усовершенствования оказалось потрясающим – кусочки мела были облеплены мелким порошком, который с них стряхивался при попадании в «противника». Парту между нами я тоже всю задрипал белым! Те двое все видели и пошли на нормализацию отношений. Но сколько удивления было у тех, кто не видел, как парта и ее окрестности стали белыми за какую-то секунду!
На каникулахУделяю внимание всем своим увлечениям. Сделал летающую модель И-185. Модель мощная, под стать прототипу. Особенно усилил носовую часть, ведь летающие модели постоянно ударяются ею. Так как модель тяжелая, а площадь крыльев невелика, то для сохранения хороших летных данных я сразу придал ее крыльям вогнутый профиль и усилил их. Летает модель отлично. Сразу же на мерную базу (из коридора через весь зал) – я жду от нее рекорда скорости. Есть! Этот самолет прессовал воздух со скоростью 3,85 м/с. За такой уже надо бежать.
Теперь про радио. Не очень-то приятное занятие – мотать многие десятки, а то и сотни витков для магнитной антенны. А что если сделать рамочную антенну? За счет большого диаметра должна получиться такая же индуктивность при меньшем числе витков. Посмотрел в «Справочник радиолюбителя» как это рассчитывается. После чего взял пенопластовую крышку от радиоконструктора «Киев-2», вкрутил в нее 4 шурупа, так что они образовали квадрат стороной в 10 см, и намотал на этот каркас 14 (всего!) витков провода. Подключил к схеме одного приемника – работает.
Одна из схем из инструкции того радиоконструктора, не самая лучшая по устойчивости..
Было чего в это время и почитать. Помню, была как-то передача «Вокруг смеха», посвященная романам Ильфа и Петрова. Я все думал: «И чего эти литераторы прямо помешались на этих романах? Что там такого особенного?» Но недавно Семен Б. предложил нам обменять на пару ящиков и «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Здорово написано. Столько юмора. Теперь я понял, что за афоризмами сыпал Сергей Н. – мой бывший одноклассник.
Ну, раз уж я упомянул о ящиках… Эти ящики с надписью «Головка оптическая МБ-16М» папа достал на работе. До сих пор помню, как мы разбирали их внутренности: перегородки, кое-где оклеенные бархатом, сдвижные фанерные крышки отделений. Впрочем, сказать можно одно: отличнейшая столярная работа. Внутри на крышке фотография ящика со всем содержимым и список запчастей и принадлежностей. Вот бы получить один такой ящик полным. Чего там только нет: лупы, светофильтры, лампочки, беличьи кисточки (такими бы красить модели производства ГДР!)
Город продолжают прихорашивать к 200-летию. На старом здании, что напротив художественного магазина, расчистили старую штукатурку и под ней обнаружились стеклянные таблички с надписями, еще дореволюционными, с «ятями». Здесь, оказывается, было что-то вроде закусочной, как впрочем, и сейчас. А вот здание рядом с центральным универмагом реставрировали поздней осенью, в сырую и холодную погоду, да еще и в спешке. И теперь кое-что из лепнины и штукатурки опять осыпается.