by Aruku Sei » Thu Jun 28, 2012 6:10 am
Kentaro-сан, Ваши вопросы оказались на удивление непростыми, если не сказать больше – наисложнейшими.
Прежде всего, хотел бы сделать важное уточнение: Синтоизм, на данный момент, известен мне на уровне книги Сокио Оно и Уильяма Вударда «Синтоизм» (помимо, разумеется, отдельных упоминаний в книгах, посвящённых японской культуре в целом), а также по некоторым интернет-заметкам, достоверность которых сложно оценить ввиду отсутствия каких-либо ссылок на оригинальные японские источники (а даже если бы таковые и присутствовали, то чем бы они мне помогли, ведь иероглифами я не владею) – следовательно, я могу лишь поделиться своими соображениями, которые, разумеется, можно и должно будет в дальнейшем обсудить.
Далее, я ещё раз хочу указать на многозначность исследуемого символа – Tomoe.
Так получилось, что многое в Синтоизме непонятно даже самим синтоистским священнослужителям: что-то забылось, утерялось, а что-то, по-видимому, изначально не предполагалось объяснять.
Так, к примеру, знакомые всем и каждому (кто интересуется Японией) ворота – тории – непонятно, откуда взялись, и почему так называются. Специалисты утверждают, что значение слова "Тории" забыто, равно как и история их появления.
Так стоит ли надеяться найти однозначную трактовку для знака Tomoe?
Вы сказали, что в приведённой мной ссылке нет синтоистской трактовки символа. Но она есть: стилизованный водоворот, символ постоянного движения всего и вся во Вселенной, циркуляции энергии, графическое изображение игры сил в космосе – всё это именно синтоистское понимание знака.
Здесь следует задать другой вопрос: это представление о Tomoe раннего или позднего Синтоизма?
И следом возникнут ещё более сложные: когда именно возник этот символ? когда возникло, ставшее привычным, его толкование? изменялось ли оно с течением времени?
Думаю, ответить будет нелегко даже японским академикам.
После прихода Буддизма в Японию, старые символы получили новое толкование, произошёл синтез двух учений – Буддизма и Синтоизма – поскольку исконная религия Японии не обладала фундаментальными представлениями о мироустройстве и роли человека в нём, а Буддизм (причём, подчеркну, Буддизм Махаяны) наиподробнейшим образом отвечал на все вопросы о природе Вселенной, которые только могли появиться в уме человека.
Буддизм пришёл в Японию из Китая, а в Китай – из Индии. Кроме того, большое влияние на китайский Буддизм оказали философские диспуты с прославленными мастерами из Тибета.
Многое в нём было схоже с положениями даосизма и конфуцианства, поэтому неудивительно, что Буддизм в Китае, со временем, стал весьма эклектичен. В немалой степени этому способствовали гонения, устроенные императором У-цзуном, приведшие к упадку Буддизма в Китае, смешению его с национальными философскими доктринами.
Можно даже говорить о появлении некой «дворцовой» его версии.
Безусловно, что символика также наполнялась новым смыслом.
Почему я так подробно говорю об этом? Потому что символика Синтоизма и Буддизма схожа, но между китайским и японским пониманием одного и того же знака не всегда наблюдается единство.
Так, символ «Инь-Ян» (которым, по сути, и является японский Tomoe) претерпел определённые изменения в китайском и японском представлении. Я затруднюсь сказать, в чём разнятся толкования, но разница между ними совершенно точно наличествует. Как я понял, в Китае символ «Инь-Ян» стал метафизическим, а в Японии – сохранил связь с физическим подходом к изучению мироустройства.
Коротко говоря, «Инь-Ян» – это символ единства противоположностей, единства всех явлений во всех их ипостасях.
Tomoe – это, как мне видится, расширенная версия «Инь и Ян» с добавочным смыслом.
Точки на символе «Инь-Ян», о которых Вы спросили, не восходят к магатамам, поскольку магатама – японский предмет, а идея «Инь-Ян» – китайская, пришедшая в Японию гораздо позднее.
Эти точки символизируют взаимопроникновения двух космических сил – Инь и Ян – друг в друга, наличие в них зародыша противоположного начала.
Так, «Инь» – это женское начало, темнота, неподвижность, порядок. «Ян» – мужское начало, движение, свет.
Существует множество характеристик обоих, но нет смысла в их подробном перечислении.
Символ «Инь и Ян» – круг, разделённый волнистой линией, на две симметричные части. Круг – символ бесконечности, чёрная «запятая» – Инь, белая – Ян.
Это вселенский вихрь, который сводит воедино противоположности и порождает, таким образом, бесконечное движение и превращение во Вселенной и всех мирах живых существ.
Согласитесь, очень похоже на синтоистское прочтение символа, о котором я говорил ранее.
Однако Оомото-кё (реформированный Синтоизм), предлагает к Инь и Ян (в этой традиции Инь – Вода, а Ян – Огонь) добавить высшее божество – получается триединство.
Логично предположить, что оно замечательно иллюстрировалось бы Tomoe, если бы не одно «но»: Tomoe возник куда как раньше самого Оомото-кё!
Стало быть, Tomoe нужно рассматривать с точки зрения классического Синто, где он символически отображает (поимо движения и взаимообусловленности) Три Мира: Небес, Земли и Подземного Царства.
Опять же, три запятые «Томоэ» могут также обозначать триады богов, но я бы не хотел лезть в дебри японской мифологии, тем более, что на часть вопроса я, так или иначе, уже ответил.
А вот что касается обыгрывания символа в аниме, то на сей счёт у меня лишь множество почти бездоказательных предположений.
Приведу одно из них.
Так, согласно Синто, человек – это ками, либо же кандидат на то, чтобы таковым стать. Мир развивается, космическая энергия распределяется на определённые дела, а добрые они или злые – зависит от мотивации тех, кто их совершает. Мир стремится к гармонии и единству. Счастье – удел иного мира, мира ками. То есть, при жизни человек способен лишь стремиться к тому, чтобы изменить свой, образно говоря, духовный статус.
Думаю, что мангака (сознательно или подсознательно) построила историю профессора Томоэ на принципах синтоистской бренности земного мира и могущества мира ками, куда стремятся попасть люди.
Как человек профессор Томоэ смертен и слаб, но когда в него вселяется могущественная космическая сила – он обретает сверхчеловеческое бытие. Между тем, он серьёзнейшим образом нарушил принципы равновесия между добром и злом, так что его последующее уничтожение (по японским соображениям) – вполне разумно и по-своему необходимо.
Аниме даёт профессору ещё один шанс, что в гораздо большей степени согласуется с духом Синто: изгнание зла и очищение – вот принципы, по которым священнослужители Синто испокон веков оберегали свою землю от несчастий (тут, правда, стоит заметить, что японцы замучили родную землю урбанизмом и технократией, так что возможный гнев ками в последние годы вполне объясним).
Профессор Томоэ – это символ борьбы светлого и тёмного начал Вселенной, где светлое безоговорочно победило. Итогом этого противостояния между Землёй и Космосом стал мир на планете.
Проще говоря, Инь и Ян пришли в равновесие.
Что в духе Синто и даже Оммёдо, а это и требовалось доказать =)
"Люди часто ведут себя даже не как люди - надейтесь на кого-нибудь понадёжнее, чем такие существа" by Aruku Sei
Защитник Гармонии Труда