Странно, что тут ещё нет этой темы... Ну ладно.
Материальчик взят с сайта
www.anime.ru
Читайте и наслаждайтесь. Я всё законспектировала, что там было, и связала отдельные части. Вот вам результат моих трудов.
Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Самым первым японским анимационным фильмом считается "Новый альбом набросков" [Dekoboko Shin Gachou] (1917) Симокавы Дэкотэна. Также в 1917 был создан "Сражение обезьяны и краба" [Saru Kani Kassen] Китаямы Сэйтаро, а в 1918 году - его же "Момотаро" [Momotarou].
В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Обычно они были либо попытками повторения западных сюжетов, скажем, американского сериала "Кот Феликс" [Felix the Cat], либо, гораздо чаще, - экранизациями классических китайских и японских сказок, скажем, "Величайший герой Японии Момотаро" [Nihonichino Momotarou], нарисованными в стиле традиционной японской графики.
Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтная анимация).
Фильм Ямамото Санаэ "Гора Обасутэ" [Obasuteyama] (1924) считается самым старым дошедшим до нас японским анимационным фильмом.
В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую анимационную студию и в 1933 году снимает на ней первый японскй звуковой анимационный фильм "Сила и женщины мира" [Chikara to Onna no Yononaka].
В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первый японский полнометражный анимационный фильм. Им стал "Момотаро - морской орел" [Momotarou no Umiwashi], а в 1945 году Сэо снял его продолжение - "Момотаро - божественный моряк" [Momotarou: Umi no Shinpei]. Эти фильмы рассказывали о героических операциях человекообразных зверюшек - морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы.
В конце 1940-х и начале 1950-х Япония находилась в глубоком кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, да и к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потоком иностранной анимации.
Первой большой анимационной студией стала "Nippon Douga", созданная Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. В 1947 году Итикава Кон на киностудии "Toho Eiga" создал первый кукольный фильм - "Служительница в храме" [Musume Dojoji]. Но вообще анимация в Японии в этот период переживала спад, фильмов делалось мало, и они были короткометражными. Тем не менее, процесс шел.
В 1956 году первую действительно крупную анимационную студию под названием "Toei Douga" создал Окава Хироси, купив "Nippon Douga", к тому времени уже несколько раз перешедшую из рук в руки, а ее первым фильмом стал черно-белый "Каракули котенка" [Koneko no Rakugaki] (1957) режиссера Ябуситы Ясудзи. В октябре 1958 года "Toei Douga" выпустила первый в Японии цветной полнометражный фильм "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden].
В 1961 году Осаму Тэдзука основал собственную анимационную студию "Mushi Productions". После выпуска в 1962 году экспериментальной ленты "История одной улицы" [Aru Machikadou no Monogatari] в январе 1963 года начался показ первого действительно популярного японского черно-белого анимационного телесериала "Могучий Атом" [Tetsuwan Atom]
В 1967 году начинается производство ТВ-сериала студии "Tatsunoko Production", шедшего на наших экранах под названием "На старт! Внимание! Марш!" [Mach Go Go Go] (1967-1968), первого аниме-сериала на спортивную тему, а в 1966 году студия "Toei Douga" выпускает первый и очень успешный аниме-сериал для девочек - "Ведьма Салли" [Mahoutsukai Sally]Это был не только первый сериал для девочек (сёдзё-аниме), но и первый сериал о "девушках-волшебницах", из числа которых наибольшую известность через двадцать лет после этого получил ТВ-сериал "Красавица-воин Сейлор Мун".
Вторым таким сериалом считается "Секрет Акко" [Himitsu no Akko-chan] (1969-1970) по манге Акацуки Фудзио, определивший дальнейшее развитие канона "девушек-волшебниц" - обычная девочка/девушка получает магический предмет, с помощью которого она может превращаться в кого-то другого и помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький волшебный помощник, обычно животное (очень часто - кошка).
Делается в эти годы и первый японский черно-белый ТВ-сериал об "управляемых огромных роботах" - "Железный человек номер 28" [Tetsujin #28]
В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества телевизионный анимационный сериал - "Садзаэ-сан" [Sazae-san]Его показ не закончен по сию пору, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями госпожи Садзаэ и ее большой и дружной семьи.
Таким образом, в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация у себя на родине.
1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой - одна серия длиной около 23-25 минут в неделю, показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время.Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные - быстро заканчивались. Но обычно сериалов короче 20-30 серий не делалось. Полнометражные фильмы, как правило, выходили в качестве продолжений сериалов.
Набор основных жанров практически не изменился - сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизации.
Успех вышедших в конце 1960-х двух ТВ-сериалов о девочках, обладающих магическими способностями, предопределил появление целого жанра аниме - аниме о "девочках (или девушках)-волшебницах".Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь, впоследствии это нашло зрительное воплощение в идее моментального изменения внешнего вида девочки, когда она занимается магией, чтобы ее никто не мог узнать. "Девочки-волшебницы" хотят снова стать или просто стать (если раньше ими не были) простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности.
Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о "девочках-волшебницах", то среди мальчиков и юношей наиболее популярными стали сериалы о "гигантских роботах". Уже в 1960-х появились первые сериалы этого направления, но честь создания канона принадлежит Нагаю Го и его сериалу "Мазингер Зет" [Mazinger Z] (1972-1974), созданному все той же "Toei Douga". Принципиально отличие этого сериала от предшественников было то, что впервые юноша - главный герой находился внутри управляемого им робота.Новый жанр оказался под пристальным вниманием компаний, производящих игрушки и сборные модели. Они сразу оценили переспективый рынок и начали финансировать производство сериалов о "гигантских роботах" в обмен на право призводить игрушки по их мотивам и размещать во время их показа свою рекламу. Очевидно, что большие, сложные и разборные модели роботов, пользующиеся огромной популярностью среди детей, приносили этим компаниям очень большую прибыль.
Аниме 1970-х было значительно технически и эстетически совершеннее, чем аниме 1960-х. Уже к началу 1980-х становилось понятно, что ничего аналогичного по масштабности и разнообразию жанров в истории анимации не было. Тем не менее, известно и популярно аниме все еще было исключительно в самой Японии. Но именно в 1970-е выросло первое поколение, полностью воспитанное на аниме. Именно это поколение, придя в коммерческую анимацию в середине 1980-х, сделало аниме искусством, завоевывающим весь мир.
Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980) имел совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фэнов научно-фантастического аниме. Начали появляться аниме-отаку.
Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся во второй половине 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, предоставляло им мировоззрение, давало им ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам.
Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "ГАНДАМ" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "ГАНДАМ".
Со временем под влиянием фэнов они становятся серьезнее, с более сложными сюжетами, дизайнами и взаимоотношениями героев. Среди новых космических сериалов - "Космический император-бог Сигма" [Uchyu Taitei God Sigma] (1980-1981), "Космический воин Балдиос" [Uchuu Senshi Baldios] (1980-1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" [Hyakuju Ou Golion] (1981-1982).
Одним из первых экспериментов в жанре фантастической комедии стал сериал студии "Toei" по мотивам манги Ториямы Акиры "Доктор Сламп" [Dr. Slump] (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме - сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, отнюдь не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь.
В 1983 году произошло еще одно событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Осии Мамору на студии "Studio Pierrot" выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас" [Dallos: Dallos Haikai Shirei]. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (продолжительность).
Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa]. Впрочем, надо отметить, что сам мастер этот фильм не любит, мотивируя это тем, что он не смог в нем выразить все то, что он хотел и что смог выразить в манге.
В остальном в мире аниме начала 1980-х все было как раньше. И вообще - появление новых жанров и направлений никогда не уничтожало существовавшие ранее. Они продолжали развиваться и совершенствоваться. "Nippon Animation" делала экранизации детских книг и сказок. Выходили новые сериалы и фильмы мега-сериала "Дораэмон", в 1981 году студия "Tatsunoko Production" выпустила сериал "Суперкнига" [Superbook] - аниме-изложение библейских историй.
Продолжали выходить аниме о "девочках-волшебницах". В 1980 году начинает выходить сериал студии "Toei" "Юная волшебница Лалабель" [Mahou Shoujo Lalabel] (1980-1981).Сериал был весьма популярен, но после него "Toei" до конца 1980-х аниме о "девочках-волшебницах" не делала.
В общем, можно констатировать, что для подлинного расцвета все было готово. Оставалось только немного подождать...
Начиная с 1986 и кончая 1896 годом, затруднительно даже перечислить все стоящее аниме. Студии растут как грибы, множатся журналы, печатающие мангу, в индустрию приходят все новые и новые творцы. Возникают новые жанры, поджанры и даже мета-жанры.
Вторая половина 1980-х стала временем значительного подъема интереса аниматоров и зрителей к полнометражному аниме. После очередей, стоявших на "Навсикаю из Долины Ветров", общественное и фэнское мнение было готово к полноценному восприятию серьезных аниме-фильмов, не являющихся продолжением ТВ-сериалов, и даже иногда не основанных на литературных или манга-источниках.
В 1988 году происходит подлинное событие в мире полнометражной анимации. Отомо Кацухиро экранизирует собственную мангу "Акира" [Akira]. Этот масштабный двухчасовой фильм, сделанный в эстетике киберпанка, произвел на зрителей всего мира колоссальное впечатление своим техническим совершеством и необычайно запутанным сюжетом. Впрочем, последний был скорее недостатком фильма, ведь автор постарался "запихнуть" всю многотомную мангу в один фильм. В результате сам Акира на экране появляется всего на несколько секунд! Это было первое аниме с частотой 24 кадра в секунду (промышленный аниме-стандарт - 12-15 кадров в секунду).
Активно продолжали выходить ТВ и OAV сериалы по мотивам сериала "ГАНДАМ". Важной вехой здесь стал OAV "Мобильный воин Сверх-Деформированный ГАНДАМ" [Kidou Senshi Super Deformed Gundam] (1988) - первое аниме, в котором использовалось комедийное "супер-деформированное" изображение (гипертрофированная голова и маленькое тело - персонаж или робот выглядит как младенец-переросток).
Продолжало цвести детское аниме, выходили все новые сериалы, даже в конце 1980-х вышло несколько цветных ремейков старых сериалов (в частности - "Ведьмы Салли").
В мире собственно "аниме о девочках-волшебницах" было некоторое затишье. Можно отметить разве что длинный сериал "Мами-экстрасенс" [ESPer Mami] (1987-1989).
Именно в этот период начинается действительно активное ознакомление зарубежной публики с японской анимации. В США начинают выходить переводы и переделки различных аниме. Аниме медленно, но верно начинает внедряться на мировой рынок.
Начало 1990-х - время резкого стилистического переоформления аниме. Оно становится все более дорогим и красивым. Появились настоящие "большие глаза". Собственно, они были и раньше, являясь неприменным атрибутом качественной манги, но в 1990-х они стали популярны и в аниме. Получает значительное распространение стиль "прелесть" (кавайи), в результате чего резко возрастает личное обаяние персонажей аниме.
Одно из важнейших событий в истории аниме этого периода - это начало в 1992 году выхода ТВ-сериала тех же режиссеров студии "Toei" "Красавица-воин Сейлор Мун" [Bishoujo Senshi Sailor Moon] (1992-1997) по мотивам манги Такэути Наоко. Впервые в истории аниме (и манги) жанр "девушки-волшебницы" был скрещен с жанром "сэнтай", то есть, девушек-волшебниц теперь стало много и начали куда активнее сражаться со всяческими врагами. Одна нетипичная особенность - попытка автора создать сложную систему мира, объясняющую магическую сторону происходящего. До этого создатели жанра "девушек-волшебниц" обычно, наоборот, намеренно опускали все вопросы мироустройства, так как полагали, что зрительницам (в отличие от зрителей) они неинтересны.
1990-е действительно подняли интерес к фэнтези, в котором действие происходит в мирах, совершенно не похожих на наш, но исполненных магии и рукопашных битв.
Одним из первых популярных фэнтези OAV-сериалов был сериал "История войн Лодосса" [Lodoss Tou Senki] (1990-1992). Он описывал классический фэнтези-мир и был весьма серьезен.
Другим похожим сериалом стал сначала фильм, а потом - OAV-сериал "История войн Арслана" [Arslan Senki], начавший выходить в 1991 году. Этот мир в большей степени моделировался не на основе европейских, а на основе восточных легенд. В дальнейшем фэнтези-аниме разивалось очень динамично, сочетая традиции всех мифологий и, иногда, мир современной Японии.
На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические.
В 1992 году создаются OAV "Семейка Абасири" [Abashiri Ikka] по мотивам манги Нагая Го и OAV-сериал "Токио-Вавилон" [Tokyo Babylon] (1992-1993) по мотивам манги группы "CLAMP".
В этом же году начинаются два "крутых" аниме-сериала для парней - OAV-сериал "Усио и Тора" [Ushio to Tora] о парне, сначала заклявшем, а потом подружившимся с чудовищем.
Продолжается работа Миядзаки и Такахаты на студии "Studio Ghibli" по созданию полнометражных аниме. 1991 год - "Сочащиеся воспоминания" [Omohide Poro-poro] Такахаты, 1992 год - "Порко Россо" [Kurenai no Buta] Миядзаки, 1994 - "Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко" [Heisei Tanuki Gassen Ponpoko] Такахаты.
В целом, из вышеизложенного видно, что к 1995 году аниме уже представляло собой чрезвычайно развитую отрасль японской промышленности. Несмотря на начало в середине 1990-х кризиса, повлекшего за собой снижение количества серий в ТВ-сериалах и сокращение производства, рынок стоял крепко и был готов к новым свершениям аниматоров.
Надеюсь, что за проделанную работу мне надбавят пунктики...