Gankutsuou: Граф Монте Кристо в космосе
Оригинальное название: Gankutsuou - based on Le Comte de Monte Cristo
Год выпуска: 2003 - 2004
Формат: ТВ-сериал
Длительность фильма: 24 серии, приблизительно по 30 мин.
Режиссер: Mahiro Maeda
Производство: Gonzo
Дизайн персонажей: Hidenori Matsubara
Особое: Gankutsuou выходит в Японии начиная с октября 2004 года на ТВ-канале Asahi
После грандиозного индустриального дизайна Last Exile аниме-маестро Махиро Маеда (режиссер Blue Submarine №6, Animatrix - The Second Renaissance Part I и II) посвятил себя готике: для студии Gonzo он инсценировал актуальный ТВ-сериал Gankutsuou, который базируется на культовом романе "Граф Монте Кристо". Свою интерпретацию классического сюжетного ряда Маеда-сан разыгрывает не во Франции 19-ого столетия, а в интергалактической Европе будущего...
Роскошная жизнь без особых хлопот: благодаря своим родителям, графу Фернанду Де Монсер и его супруге Мерседес будущее молодого Альбета полностью обеспечено. Но не смотря на материальное богатство, интеллигентный молодой человек жутко скучает и тоскует об изменении своего дворянского бытия. Не долго думая, Альберт решает воспользоваться своим личным космическим шатлом и вместе со своим лучшим другом Францем провести летний отпуск на далеком спутнике "Луна". Там они посещают костюмированный бал - и во время заключительного представления Альберт знакомится с чистокровным графом Монте Кристо. Благодаря своему осторожному, но дружескому обращению благосостоятельный и умный мужчина притягивает Альберта как магнитом. Это непонятное чувство еще больше усиливается у молодого дворянина, когда он оказывается в подземном дворце графа. Но безраздельное доверие Альберта Монте Кристо завоевывает после того, как освобождает юношу из лап банды преступников.
В благодарность Альберт предлагает графу представить того организации "The Fall", которая представляет высшее общество на планете Париж. В это время он еще не знает, что все происходящее является составной частью дьявольского плана мести графа Монте Кристо, который раньше жил в Париже под именем Эдмонта Дантеса и из-за предательства друзей лишился своего богатства, своей любви и половины своей жизни. Проведя десятилетия в ссылке на краю вселенной, Эдмонт переполнился демонической ненавистью, и только жажда мести поддерживала в нем жизнь: под видом графа Монте Кристо он вернулся к силе и богатству, вступив в сговор с дьяволом. Теперь в его поле зрения появилась его главная цель: его бывший друг молодости и устроитель заговора, граф Де Монсер...
Визуальная аниме-революция
С Gankutsuou (примерный перевод: "The Cave King") Махиро Маеда выполнил свою давнюю мечту: <...> идея аниме-адаптации французского романа "Граф Монте Кристо" (1844) преследовала его уже долгое время. Но до этого не только полностью исписаный ежедневник удержавил всестороннего аниме-таланта от исполнения колоссального проекта: как и при производстве своей первой режиссерской работы, 4-серийного ОВА Blue Submarine №6 (1998), создатель представлял себе визуальную революцию. Технология гибридность 2D и 3D, между делом распространившаяся на всю аниме-индустрию, должна при этом фигурировать как полезный инструмент, чтобы позволить "графам" щеголять в одеяниях, подходящих по времени аниме. Но все же высокоразвитой компьютерной технике студии Gonzo удалось только в 2004 году предоставить Маеда-сану возможность соответствующе реализовать его оптические представления в 24-серийном аниме: хотя Gankutsuou базируется на известной всему миру истории мести, вышедшей из-под пера Александра Дюма (кроме прочих "Три мушкетера"), в конце концов Маеда-сан позаимствовал "только" основную линию сюжета и слепки персонажей французского автора. "Космическая аниме-опера", как режиссер, любя, называет свое самое молодое творение, разыгрывается не в "старой Франции", а в Европе будущего. Кстати, основную идею для этого научно-фантастического сценария Махиро Маеда разработал во время прочтения романа "The Stars, My Destination", написанного Альфредом Бестером в 1956 году, который тоже по содержанию близко походит на "Графа Монте Кристо".
Интерпланетарные окрестности
Благодаря литературному вдохновению "поле боя" в Gankutsuou превращается в интерпланетарные просторы, центр которых находится на планете Париж. Как и все декорации ТВ-сериала, "город любви" был полностью прощитан и смоделирован по технологии 3D-CGI. Но все же режиссер удалился от туристической романтики и поставил перед своей командой задачу создать для "его" Парижа мрачный готический облик. И эту задачу компьютерные художники выполнили с честью: архитектура "старой Франции" была скомбинирована с футуристическими элементами, историческими фахверковыми зданиями и научно-фантастическими фасадами. Дополнительную зловещую атмосферу навевают темные улочки, освещенные трепещущими огоньками свечей, а общественные места, вроде космопорта, впечатляют своей детализированностью. Опыт работы аниме-маестро с дизайном Меха (кроме прочих в Nadia - The Secret of Blue Water) тоже пошел команде на пользу: так карета графа Монте Кристо представляет из себя удачный гибрид шестиконной повозки и бэтмобиля. К сожалению в анимированной форме по большей части только главные герои двигаются сквозь киношно изображенные кулисы - фигуры заднего плана, например прохожие, часто являют собою неподвижные статуи. Но это компенсируется тем, насколько Маеде-сану и его команде удалось инсценировать лежащий глубоко под землей дворец графа Монте Кристо, настоящее техническое произведение искусства: так выложенная черно-белой мозайкой зала для фехтования могла бы стать голографической палубой Энтерпрайза (из StarTrek). Помимо этого с помощью света люстр в больших залах создается захватывающее дух отражение в зеркалах, мягкие блики на золоте и одежде героев.
Мода? Готика!
Светоотражающая одежда? Совершенно точно - и это тоже приводит к визуальному эффекту, который Махиро Маеда преследовал помимо 3D-CGI: готический вид отражается в сериале также посредством моды. Режиссер лично создал для каждого персонажа полный индивидуальный аниме-гардероб: в зависимости от пола от костюмов до плюшевых платьев, от рубашек до шляпок. Сверх того создания моды должны вести свою определенную жизнь, отдельно просчитанную в 2D-текстурах. Это означает, что неважно, какими швами, цветами, формами и аксесуарами будут украшены эти одежды: они должны ложиться складками, как подобает ткани, и своими узорами соответствующе реагировать на заданное расположение источников света. Одновременно с этим они должны отделять движения анимированных в обычной 2D-технике персонажей от выдержанных в 3D задних планов. Но для этого все же требовался какой-нибудь визуальный переход, поэтому прически всех "актеров" были созданы в т.н. стиле "каменной оптики". Все это звучит невероятно сложно, да оно и есть сложно; вы просто должны увидеть качественное и захватывающее дух взаимодействие персонажей, одежды, окружающего мира в движении, чтобы получить оптическое представление о картинах.
Не аниме для развлечения
Также как и визуальные эффекты, которые заставляют ваши глаза поначалу собираться в кучку от переизбытка оптической информации, само аниме Gankutsuou по содержанию ничем не напоминает жанр "Easy Watching" - конечно, не в последнюю очередь из-за литературного происхождения: как и роман Дюма, аниме Маеды не спешит полностью раскрывать характеры персонажей, созданных Хиденори Мацубарой (кроме прочих дизайн персонажей в Sakura Wars, Oh! My Goddess). Однако в Gankutsuou главную роль играет не давший произведению название граф, а юноша Альберт Де Монсер, которому помешанный на мести Монте Кристо вначале предстает как мудрый и добросердечный человек. Для знающих книгу это означает полностью новую структуру повествования - но и те, у кого не было времени читать по ночам книги, будут быстро очарованы интересно связанной, эпической аниме-историей: мать Альберта, Мерседес, когда-то была возлюбленой Эдмонда Дантеса, так звали графа Монте Кристо до того, как он пал жертвой подлого заговора. То, что обманутый провел в заточении в космической колонии десятилетия и начать свою месть смог, только подписав демонический акт и вступив в контакт с "подземным" миром, выясняется лишь в течении первых 10-ти эпизодов. С поразительным изяществом использует Маеда-сан ретроспективы, воспоминания и мечты, чтобы осветить прошлое или мотивы некоторых персонажей. Когда вы, например, наблюдаете графа, когда он переполнившись ненавистью, листает свой дигитальный фотоальбом (!), и Альберт шаг за шагом узнает правду о криминальных аферах своего отца... на готове уже некоторые сюрпризы и неожиданные повороты сюжета, о которых мы вам не хотим проболтаться. И все это происходит на фоне действий второго плана, где все главные персонажи принадлежат организации высшего общества "The Fall", ответственной за принятие всех военных, политических и экономических решений.
Интеллигентные диалоги, налет эротики и стремительное действие
Несмотря на изящество и отточенность диалогов Gankutsuou предлагает, благодаря мрачному готическому облику и сюжетной линии из любви, предательства, ненависти и мести, также легкую эротику и хорошую порцию экшена: бои в парижском низшем обществе проходят не менее кроваво, чем с точностью до минуты распланированная месть графа. При этом действия впечатляюще поддерживаются техникой 3D-CGI - так быстро и динамично, как Монте Кристо еще не двигался никто из аниме-персонажей. Но что бы представляли собой загадочный сюжет и удачно подобраный поток картинок без соответствующего саундтрека? В этой области Маеда тоже исполнил свою мечту: как давний поклонник панк-группы The Stranglers режиссер смог договориться с Jean-Jacque Burnel, гитаристом британской группы о композиции главной музыкальной темы. В то время как начальная песня We were Lovers звучит в тихих тонах, в сделаной под готику конечной песне You Wont See Me Coming громко, быстро и ритмично переходит к действию.
Мало какой аниме-художник осуществляет свои представления далеко от коммерческих мыслей так последовательно и при этом настолько многосторонне в художественном плане, как Махиро Маеда: до сих пор этот исключительный талант ни разу не облегчил себе задачу при производстве аниме и этим обеспечил большинству зрителей облегчение понимания новых историй. Так же как и по причине новой 2D - 3D оптики в полностью дигитально созданном ОВА Blue Submarine №6 режиссер привлек внимание фанатов и критиков, его вдохновление "Графом Монте Кристо" тоже позаботилось о почве для разговоров. С захватывающим, мрачным сюжетом мести, готическим обликом, сплавлением различных компьютерных эффектов Махиро Маеде без сомнения удалось создать техническое произведение искусства - остается только надеяться, что Gankutsuou не слишком опередил время.
Перевод с немецкого: Ятеша
Источник: AnimaniA 01-02/2005.
Статьи по теме.
Техническое произведение искусства в стиле 3D
Персонажи